Dragon Age: Ante Bellum

Объявление

Ante Bellum уходит в режим архива.
Регистрация новых профилей закрыта.
Для чтения используйте профиль "Читатель".
Обмен рекламой прекращен.
Зевран Араннай
Skype: nelyo_green_dog

Тальесин
Skype: march.cat.

Анора Мак-Тир
Skype: copper_fennec

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Dragon Age: Ante Bellum » Библиотека » Быт и нравы Тедаса


Быт и нравы Тедаса

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

Навигация:
Денежное обращение
Работорговля и рабство
Сквернословие
Путешествия и связь в Тедасе
Личная жизнь тедасиан
Наука и образование
Похороны в Тедасе
Медицина

Теги: библиотека

0

2

Денежное обращение в Тедасе
В мире Dragon Age идут в ход золотые, серебряные и медные монеты. Монеты начали использовать первыми гномы.
Каждая страна в Тедасе чеканит свою монету. Они сильно различаются и размером, и металлом, из которого сделаны, но гномы-торговцы из Торговой Гильдии, пользуясь своим влиянием, ввели в оборот золотые, серебряные и медные монеты. Сто медных монет равны одной серебряной монете, а сто серебряных монет– одному золотому.
  В данный момент монеты разных стран, хоть и выглядят по-разному, и называются, как правило, тоже, имеют примерно одинаковые категории ценности. Скажем, в Ферелдене золотую монету зовут совереном, а в Орлее– роялом , но с точки зрения ценности они различаться не будут.
Серебряные монеты называются "серебряками" в Ферелдене, а в Орлее называются "коронами".
Медные монеты называются "медяками" в Ферелдене и "пенни" в Орлее.
А Антиве есть свои деньги, называемые "андрисами".

Цены большинства предметов даны в серебряных монетах, поскольку это самая распространённая валюта, которая используется в повседневной торговле. Золотые монеты встречаются куда реже, и даже одна– большое богатство.

1 золотая монета (з.м) = 100 серебряных монет (с.м) = 10000 медных монет(м.м)

Примерные цены на популярные товары:
кружка эля: 2 м.м.
бутылка местного вина: 18 м.м.
комната на ночь в таверне: 4 - 20 с.м.
лириумное зелье: 6 с.м. - 15 з.м. (зависит от концентрации раствора)
книги: 10 - 25 з.м. за штуку
раб: от 3 з.м. (ребенок ) до 100 з.м. (молодые, здоровые и образованные)
услуги борделя: от 40 с.м. до 2 з.м.

0

3

Работорговля и рабство в Тедасе.

Рабство по-прежнему процветает в Тедасе даже несмотря на то, что работорговля официально запрещена. Кто не слышал историй о живущих в бедности эльфах, которых заманивали на корабли, пообещав хорошую работу в Антиве, а после выхода в море заковывали в кандалы? Люди тоже попадаются на эту уловку.
Если им повезет, они оказываются в Орлее, в котором есть только "слуги". Большинство аристократов хорошо с ними обращаются, поскольку боятся признать правду. Орлесианцы всячески стараются создать видимость, будто рабства у них нет.
Вне всякого сомнения, главным потребителем рабского труда является Империя Тевинтер. Если нескончаемый поток рабов, поступающих со всего континента, остановится, империя рассыплется. Рабов считают за скот, движимое имущество. Их бьют, используют как пушечное мясо в бесконечных войнах против кунари и даже в качестве компонентов для темных магических ритуалов.
– "Черный город, Черный жрец: империя Тевинтер". Сестра Петрина, ученая монахиня

Во времена правления Императрицы Селины в Орлее стали строже соблюдаться законы против рабства, но все равно это не мешает пиратам провозить рабов. Работорговля - одно из самых прибыльных дел в Армаде Удачи, и очень немногие пираты откровенно брезгуют им.
В Тевинтере же, рабство никогда так и не было отменено. Рабы - отдельный класс жителей, который прежде преимущественно состоял из эльфов; теперь же в рабских кандалах можно встретить и людей, и эльфов, и, куда реже, кунари. 
Хотя и кажется, что рабов должна сплачивать подобная несправедливость, на деле существует настоящая пропасть между рабами живущими в землях господина или в его доме, между обычными слугами и привилегированными "личными" рабами.
float:leftРабам не позволено иметь собственность или служить в армии. Они не считаются ремесленниками и не могут иметь учеников, и, будучи воинами, не удостаиваются воинских званий.
Законным путем раба освобождают только через суд, где владелец официально заявляет о принятом решении; или же - по завещанию владельца после его смерти.
Освобожденные рабы в Империи выделяются в подкласс с ограниченными правами - либерати. Либерати могут вступать в Круг магов, или занимать низшие должности в торговле, могут иметь собственность, но не служить в армии. Редко кто из либерати имеет право голоса.
Помимо господских рабов, существуют и общественные - "сервус публикус". Они находятся на лучшем положении - могут владеть собственностью, и не ограничены ни в чем кроме своей работы на благо города или страны.

0

4

Сквернословие народов
Конечно, некоторые ругательства меняются в зависимости от привычек и, кхм, воспитания индивидуума. Так что здесь мы приведем лишь самые простые и распространенные, которые вам, возможно, доведется услышать и на улице и в чьем-нибудь дворце.

Жители Тедаса не упоминают в ругательствах Ад, черта и дьявола или ангелов и производные "чертов", "дьявольский", "адский" - следите за этим в речи ваших персонажей.

Основные и общие:
- "Проклятье!" (Алистер: Брехня! Проклятье! Она видит меня насквозь.)
- Сука (Сеймус Дюмар: сука вашедан!)
- Сукин сын (Варрик Тетрас: Бартранд, сукин ты сын!.. Прости, мама.)
- Ублюдок, выродок, бастард (Варрик Тетрас: Бартранд, ты нагоебский ублюдок!)
- "Яйца!" (Изабела)
- "В Бездну!" "В Пустоту!"
- "К демонам!"
- Дерьмо.
- Моровый ... (аналог "чертов"), прим. "Моровый кретин!", "Моровый выродок!"
- Да пожрет тебя Тень/Пустота/Бездна/Мор!
- Сгинь в Бездну!

"ножеухий", "остроухий" - уничижительное прозвище эльфов, исп. людьми и гномами
"чароплет" - оскорбительное прозвище магов
"бугай", "рогач" - прозвища косситов

Андрастианские фразы:
  несмотря на кажущуюся цензурность (по большей части) этих идиом, Церковь откровенно не поощряет упоминание Пророчицы Андрасте и Создателя в таком контексте.
- Дыхание Создателя!
- Охрани нас Создатель!
- Пламя! (Авелин Валлен: Пламя! Мы опоздали.)
- "Ради (любви) Создателя/Пророчицы!"
- "Слезы Пророчицы!"
- Гореть мне в заднице Андрасте!
- ... Андрасте
: жопа
: подпаленный зад
: бабкины панталончики
: горящие труселя
: подвязки
: ямочки на попке
: сиськи
- и в общем-то любая часть тела.
- Лопнувшие прыщи Создателя! (и снова, в принципе, упоминаются разные части тела.)

Эльфийские ругательства:

"плоскоухий" - уничижительное прозвище, данное городским эльфам долийцами
"шем" [shem] - быстрый, человек, так же "убыстрок"

элвен'алас [elvhen'alas] - грязные эльфы.
лен'алас лат'дин[len'alas lath'din] - грязный, никем не любимый, ребенок.
сетлин [seth'lin] - жидкая кровь.
хареллан [Harellan] - обманщик

- "Да пощадят тебя Творцы!"
- "Пусть пожрет тебя Ужасный Волк!"

Гномьи ругательства:
"осквернивший Камень"
"Камнем отвергнутый"
"пыльник" - безкастовый гном
"небогляд", "тучегляд" - гном-наземник
"нагоеб"
- Что за пыль?
- Великие Предки!
- Да быть мне нажьим дядюшкой!
- Титьки Совершенной!

Ругательства на кунлате:
вашедан [Vashedan] - дерьмо. (Буквально, "мусор" или "хлам.")
датраси [Dathrasi] - вид животного. Используется как унизительный термин для индивидуумов, сравнимых со свиньями.
калаба [Kalaba] - вид животного, известного в первую очередь за свою глупость.
Басра вашедан [Basra Vashedan]- используется для определения идей не-кунари и, иногда, людей; "иностранный мусор".
Мараас имекари [Maraas imekari]- "ребенок, говорящий без смысла"
Катара, бас! [Katara, bas!] – "Умри, тварь!"
Эбост исала! [Ebost issala!] – "Обратись в пыль!"

Ругательства на тевене:
Фаста васс [Fasta vass] - "Дерьмо" (предположительно)
Венхедис [Venhedis] - заимствованное из элвена проклятье.
Каффар! [Каffar] -  "Проклятье!"
Вишанте каффар! [Vishante kaffar!] - усложненная форма.
Шатта! [Shutta] - "Сука!"

Ругань на антиванском:
Ма фека! [Ma feca!] - Дерьмо!
Нагаль! [Nagale!] - Идиот!
Браска! [Braska!] - Проклятье!

0

5

Путешествия и связь в Тедасе.
•Основные путешествия в мире Dragon Age проходят по морю. Если посмотреть на карту Тедаса, то видно, что большинство столиц и многие крупные города расположены на побережье. А река Минартер, пересекающая север Орлея, Неварру, Вольную Марку и Антиву, является одной из самых оживленных транспортных жил.
Согласно легендам, до осквернения Золотого Города и появления порождений тьмы, одним из самых удобных и простых путей считались Глубинные Тропы. Как бы хороши эти пути не были века назад, сейчас они осквернены и потеряны, и даже самые отчаянные редко рискуют пройти ими. 
  Но для сухопутных караванов осталась своя большая дорога - величественный Имперский Тракт, построенный с помощью магии во времена расцвета Империи Тевинтер. Имперский тракт пересекает Тедас с севера на юг, от врат Минратоуса до руин Остагара в Ферелдене. Несмотря на минувшие века и не самый тщательный уход, дорога до сих пор остается действующей, хотя некоторые ее части были разрушены стихией, или разобраны местными жителями.

•Для перевозки телег и грузов в Тедасе используются въючные животные: быки, ослы, мулы и бронто - выносливые звери, в незапамятные времена выведенные гномами. Бронто так сильны и неприхотливы, что прижились даже на поверхности.
На лошадях ездят практически все слои людского населения, а так же некоторые городские эльфы. У гномов, кунари и долийских эльфов лошади не пользуются большой популярностью, т.к. в их обществе существуют свои традиционные виды транспорта.
Эльфы во времена Долов использовали галл для верховой езды - так их Изумрудные рыцари были умелыми кавалеристами.  Но сейчас галлы чрезвычайно редко используются для верховой езды даже среди самих долийцев, не говоря уже обо всех остальных. Однако в кланах долийских эльфов занимаются разведением галл для дальнейшего использования их в хозяйстве и перевозки аравелей.
  Впрочем, существуют и совсем уж экстравагантные, необычные виды транспорта, которые большинству тедасиан несомненно недоступны.
Например, виверны.
Виверны - очень редкие и дорогие животные. Их трудно поймать и еще сложнее - приручить. Позволить себе такую роскошь могут лишь очень богатые и избалованные люди. К тому же виверны не предназначены для длительных поездок - им не хватает выносливости.
  В пресловутом Тевинтере существует не менее удивительный вид кавалерии: магистры подчиняют своей воле гигантских скорпионов, обитающих в безжизненных пустынях на границе. Способность удержать подобного скакуна хотя бы от убийства всадника считается признаком мастерства.
Также к ездовой фауне Тедаса можно отнести грифонов. Много лет назад грифоны использовались Орденом Серых Стражей для быстрых перелетов, пока те не были полностью истреблены. Так появился и герб ордена — грифон. По сей день этот вид животных считается вымершим. Не следует забывать, что грифоны являлись разумными животными, по крайней мере столь же умными как драконы и мабари. Их нельзя было приручить или подчинить своей воле, но можно было договориться о сотрудничестве.

• Для общения на расстоянии используются как гонцы и курьеры, так и различные почтовые птицы. Есть и более редкий и дорогой способ передачи сообщений: "кристаллы связи" в Кругах Магов. Его используют крайне редко по ряду очевидных причин: подобное колдовство очень энергозатратно, да и у самих магов Круга есть куда более важные дела, чем работа телеграфом.

Карта Ферелдена, расстояния указаны в днях пути.
Орзаммар и ближние тейги, расстояния в днях пути

информация взята c DAWiki

0

6

Личная жизнь в Тедасе

Люди

Церковь и брак
Все священники-андрастиане символически обручены с Создателем и не могут вступить в законный брак, хотя они и не дают обет безбрачия. Однако в случае, если священники или священницы все же желают скрепить с кем-либо брачные узы, они могут вступить в "белый брак" - то есть, выйти замуж, но ни о каких плотских утехах и детях и речи быть не может.
Это, правда, не касается Тевинтерской Церкви. Все представители жречества - и мужчины и женщины, обычно заводят семьи.
  Брак в глазах Церкви - это воспевание традиций и полезное решение. Удачный брак может принести ценные связи, улучшить социальное положение супругов, а также обеспечить финансовую стабильность для семьи. Любовь не является необходимым условием для успешного брака, но желательна, так как делает союз сильнее. Церковь разрешает аннулирование брака, но не развод.
  Сексуальные потребности считаются естественными, и рассматриваются  отдельно от вопросов деторождения. Конечно, среди знати, где рождение детей подразумевает так же проблемы наследования и объединения влиятельных семей, они считаются жизненно важными.  И все же, дворянам, исполнившим свой долг перед семьей, может быть дозволено преследовать собственные сексуальные интересы, не встречая изумленных взглядов.

Адерфелс
Жители Андерфелса просты, суровы и крайне религиозны. Их отношение к сексу можно охарактеризовать отношением к сексу самой Церкви... и немного ужесточить. Андеры ни в чем не терпят излишеств и развязности.

Ферелден
Хотя Ферелден и пробыл около столетия под властью Орлея, нравы его жителей по большей части остались просты и строги как прежде. Конечно, среди аристократов встречаются те, кто пытается так или иначе соответствовать моде северного соседа, но их откровенность считается развязностью, и повсеместно осуждается.
Однополые отношения в Ферелдене не считают чем-то примечательным, но если о них становится известно публике это может стать причиной для скандала.

Орлей
Аристократы Орлея известны своим гедонизмом и экстравагантностью, а сексуальные отношения с несколькими партнерами обоего пола у них не являются редкостью. Простолюдины гораздо менее терпимы к такому поведению, по-крайней мере публично, однако по большей части любые предпочтения в постели считаются не более, чем личной причудой.

Тевинтер
Тевинтерцы любых сословий и каст ценят семью превыше прочего, хотя бы потому что множество должностей в империи передается именно по наследству.  Между кастами существует серьезное соперничество, и неофициально отношения между представителями разных каст не поощряются.
Хотя исторически влияние мужчин в Тевинтере выше женского, в первую очередь имперцы оценивают силу личности (в том числе и магическую!) а уже потом - пол.
В Тевинтере однополые отношения считаются эгоизмом и отклонением от нормы среди знати, но активно поощряются, когда дело касается рабов.   

Антива
Антива известна одновременно своим развратом и внешней строгостью нравов. Это наиболее патриархальная страна Тедаса - женщина там почти всегда считается собственностью своего мужчины (исключение составляют разве что женщины-Вороны).  И это при том, что антиванцы не считают зазорным иметь связи с  несколькими любовниками обоих полов.

Ривейн
В Ривейне, почитающем своих старейшин-провидиц, женщины занимают особое, привилегированное место.  Можно сказать, что в умах простых ривенийцев все еще сохранились матриархальные понятия.
Женщины в частности, и ривенийцы вообще, обладают большей сексуальной свободой. Они не видят причин ограждать самих себя в деле получения удовольствий и в целом крайне терпимы.
Хотя отношение к браку и детям во многом зависит от местности, в которой происходят события. Чем ближе к Конт-аару, тем сильнее влияние кунари, там местные жители по большей части перенимают их традиции. В Дарсмуде главенствует Церковь и браки заключают в храме Создателя и по церковным правилам. Общины, сохранившие старую веру, действуют согласно своим традициям.

Эльфы

Долийцы
Долийцы не устраивают особо пышных и важных празднеств по поводу своих свадеб. Для них свадьба лишь часть взрослой жизни - когда соклановец получает свой валласлин, он получает и право жениться и заводить детей. В качестве подарка, сопровождающего "предложение руки и сердца" эльфы преподносят что-то, доказывающее состоятельность данного эльфа как супруга и добытчика: охотник приносит шкуру волка, ремесленник - собственноручно изготовленный лук, Хранитель - амулет.  Возлюбленных благословляют Хранитель или хагрен.
Разногласия могут возникнуть лишь тогда, когда жених или невеста происходят из клана кровников - в этом случае соклановцы могут воспротивиться свадьбе влюбленных.
В любом случае, рожденный ребенок не останется сиротой - за детьми в клане присматривают совместно.
Правда, это правило может не сработать, если ребенок рожден от человека. Далеко не всякий клан согласится терпеть среди своих собратьев шемлена, пусть и с эльфийской кровью. По большей части долийские эльфы предпочитают контактировать с людьми как можно меньше.

Городские эльфы
В большинстве людских городов, городские эльфы - самый бедный слой населения. Вынужденные жить в гетто, эльфинажах, городские эльфы стараются (хотя бы и на словах) поддерживать друг друга. Брак для эльфов один из способов поддержать свою семью. Чаще всего браки проходят по договоренности: жених и невеста могут встретиться впервые только во время свадьбы. 
Порой, жених или невеста происходят родом из совсем другого эльфинажа: такие браки полезны для обеих общин, как в плане торговли, так и притока свежей крови.  В этом случае, принимающая сторона отправляет родственникам выкуп и оплачивает дорогу до своего эльфинажа. 
За соблюдение договоренности обеими сторонами, и за подбор женихов и невест в эльфинаже отвечает хагрен - старейшина.  Он же, совместно с преподобной матерью, закрепляет брак пред лицом общины, которая устраивает по такому случаю гуляния.
Так же как и эльфы долийские, эльфы городские негативно смотрят на отношения с людьми и полукровок-детей.  Конечно, жертву насилия, понесшую дитя-шемлена, будут жалеть, но отношение к ее ребенку будет крайне неоднозначным.
Тех же, кто самостоятельно выбрал в супруги человека, скорее всего попросту выживут из эльфинажа. Как для долийцев, так и для городских эльфов, крайне важна чистота крови.

Гномы

Гномы Орзаммара ведь известны своей полиамурностью (имением нескольких сексуальных партнеров), особенно среди высшей касты. Хотя у гнома всего один законный супруг, многие дворяне держат наложниц. Они считаются частью домашнего хозяйства и их имена записаны в регистрационной книге.  Дети у гномов принадлежат к касте родителя одного с ним пола: мальчики - по касте отца, девочки - по касте матери. Так что многие простолюдинки предлагают себя знати как сексуальных партнеров, в надежде родить ребенка-дворянина.
Так как гномья фертильность находится в опасном упадке из-за близости скверны, любой благородный ребенок считается благословением и от таких предложений отказываются редко.
Многие безкастовые или просто бедные гномихи становятся "охотницами за знатью" - по сути проститутками, единственная цель которых: подцепить представителя старшей касты и забеременеть от него. В Пыльном Городе Орзаммара Хартия делала свой бизнес на "охотницах за знатью".
На поверхности гномы-наземники считают себя освобожденными от кастовых ограничений. Теперь для них куда важнее ни что иное как деньги, которыми обладает семья потенциального жениха или невесты.
Гномы редко считают сексуально привлекательными представителей иных рас.   

Кунари

У кунари нет "семейных ячеек". Они не вступают в брак и не выбирают себе партнеров (за них это делают Тамассран - если решат, что это необходимо для общества).
Они также не ассоциируют спаривание с любовью.
Конечно, они любят. У них есть друзья - "кадан", это слово обозначает так же и "братьев", с которыми кунари наиболее близок. Они образуют эмоциональные связи друг с другом. Они просто не спят друг с другом, чтобы это выразить. Если же это происходит, они снова перевоспитываются Бен-Хассрат. Если же в результате этого родится ребенок, то с ним сделают то же, что и с другими детьми кунари: Тамассран воспитают его, оценят и определят на подходящую работу.
Семьи на завоеванных кунари территориях разделялись по тому же принципу.

Маги и храмовники

Храмовники
Долг для храмовника - превыше всего, и все что ему может помешать - отбрасывается.
В теории, храмовник обязан ограничивать себя в подобных отношениях на то время, пока находится на службе в Круге. Хотя среди самих храмовников существует практика "братания", отношения между ними так же не поощряются.
Отношения же между магами и храмовниками запрещены, хотя во многих Кругах порой случаются насильственные связи. Первые могут привести как минимум к разбирательству и переводу храмовника на другое место службы, а мага - в другой Круг. Вторые - тщательно замалчиваются.
Оставив же службу в Круге и работая непосредственно при Церкви, храмовник имеет право завести семью и детей.
Следует учитывать, что многие храмовники - церковные сироты, и, так же как преподобные браться и сестры, принесли свои обеты Создателю.

Маги
Маги, из-за их статуса аутсайдеров, не связаны традиционными социальными нормами и, следовательно, обладают большей сексуальной свободой.
Да, им не рекомендуется вступать в брак или иметь детей, так как их потомки с большой вероятностью будут обладать магической силой (чем успешно пользуются маги Империи Тевинтер).
В Круге существует контроль за рождаемостью, чтобы препятствовать рождению магически одаренных детей. Но если маг все же рожает ребенка, то его сразу отбирают у матери и воспитывают под руководством Церкви. Естественно, если ребенок проявляет магические способности, его, как и родителя до него, направляют в Круг.
  Естественно, эти правила касаются не всех магов. Есть те, кто противится порядку. Таких магов называют отступниками, и они вынуждены всю жизнь скрываться от ордена храмовников и Церкви. Есть те, кто был спрятан от Церкви родителями. Ну и сбежавшие из Круга, конечно. Обычно они сидят тихо-мирно, не высовываясь и стараясь вести нормальную жизнь. Заводят семьи, воспитывают своих детей, учат их магии, если дети унаследовали дар. Но живут они в постоянном страхе, что их найдут и поймают.

Бордели, проституция, транссексуальность

В большинстве стран Тедаса проституция в целом (и бордели в частности) вполне себе узаконена. Конечно, городские власти обычно брезгуют связываться с таким бизнесом, и большую часть защиты для работников подобных заведений предоставляют преступные организации.
В Антиве именно в борделях Вороны зачастую покупают новобранцев - детей проституток, о которых, в случае чего, никто не будет плакать.  В Киркволле бордель и квартал "красных фонарей" расположен прямо в Верхнем городе, хотя проститутки, оказывающие более дешевые услуги встречаются повсюду - и все они так или иначе относятся к Обществу.  В Лломерине почти каждая женщина хоть раз, да побывала "дамой легкого поведения" - на острове, куда периодически пристают корабли, полные изголодавшихся по женскому теплу мужчин,  это крайне прибыльный бизнес.

Транссексуальность - относительно редкое, но все же встречающееся явление. Обычно подобные отклонения от нормы,  мягко говоря, не слишком приветствуются.

0

7

Образование и наука.
Наука в Тедасе тесно связана с магией и с религией. Понять причины этого просто - Круги Магов и Церкви - центры образования почти во всех странах.
Маги зачастую сами не осознают одно из ведущих преимуществ жизни и обучения в Круге - наличие доступной библиотеки и хорошего, точнее, наилучшего, образования.  Вне зависимости от того, пройдет молодой маг Истязания или нет, его обучают грамоте и даже, при возможности, иностранным языкам.  Естественные науки, такие как алхимия, ботаника и анатомия изучаются магами с тем же тщанием, как и заклинания. Обычно даже ученик Круга умеет приготовить простое лекарство или несложное зелье.

Простым людям ради получения образования приходится преодолевать куда большие трудности. Обеспеченные люди нанимают частных учителей и воспитателей; образованные, но бедные - учат детей сами.
В вопросе обучения Церковь предлагает свою посильную помощь. В большинстве Церквей существует по меньшей мере два типа школ: для мирян, где их обучают письму, чтению и счету, за небольшую плату, и церковная школа, в которой обучают будущих братьев и сестер Церкви, а так же - будущих храмовников.  Конечно, во втором случае, выученный на деньги Церкви сирота не может просто отказаться от монашеской жизни. Его дальнейшая судьба во многом предопределена.  С другой стороны, церковные братья могут без особых проблем жить и работать "в миру" - именно они становятся преподавателями в знатных домах, историками и архивистами - образование востребовано везде.
Схемой, похоже на Церковную, пользуются при обучении новобранцев и Вороны. В некоторых случаях они и сами  устраиваются на работу в качестве "преподавателей особых наук".
В качестве обителей более продвинутого обучения, выступают Университеты. Они есть не в каждой стране, и до последнего времени во многом подвергались остракизму со стороны Церкви.
Университет Орлея - развивающийся под покровительством Императрицы, тяготеет к гуманитарным, философским наукам
Университет Маркхама -  центр изучения ботаники и сельского хозяйства.
Университет Марнас Пелла - центр алхимии и математики.

Гномы-наземники в большинстве своем могут позволить себе нанять учителей. Несмотря на потерю родного языка, в большинстве случаев гномы свободно говорят и пишут на торговом.  Так же они прославились тщательнейшим образом задокументированной историей - гномы говорят, что если что-то не упомянуто в их хрониках, то этого и не было вовсе! В отсутствии способностей к магии, гномы обратились к алхимии и механике. Они изобрели линзы (немного позже, чем кунари), разработали лириумный порох, сложные системы воздухоотводов и механизмы для строительства.
В подземных гномьих городах-тейгах сохранением и распространением (в меньшей степени) знаний занимается орден Каменотесов. Так же, как и на поверхности, в деле получения гномом знаний, важную роль играет звонкая монета.  Члены каст знати, воинов, купцов, кузнецов и шахтеров - могут без особых проблем оплатить образование. Слуги могут рассчитывать только на щедрого покровителя, который им его обеспечит, а безкастовым придется всю жизнь прозябать во тьме невежества.

  ● Впрочем, эльфам приходится не намного легче. Если магов-людей и магов-эльфов в Кругах обучают одинаково, то неодаренным  магией остроухим приходится с трудом выискивать лишние средства на образование.  Впрочем, работа в качестве домашнего слуги ( или раба) может несколько помочь - хозяин-работодатель может оплатить обучение, с целью получить более ценного помощника.
Гордые долийцы не пойдут на поклон к людям даже ради умения писать. Впрочем, им и не надо: долийские Хранители сохраняют остатки культурной традиции и знаний, и к их числу относится устная речь и письменность элвена.  Хранители передают эти знания своим Первым, и те, впоследствии, делятся ими уже со своими учениками.  Дети, которым на  роду предстоит стать охотниками и мастерами клана, обычно перенимают знания о долийской истории и о мире вообще от хагрена.

  ● Наиболее централизованное и полное обучение предлагают своим последователям кунари. Жречество и наука в обществе кунари неразделимы. Это смешанный класс граждан кунари, возглавляемый Арикуном (который может быть как мужчиной, так и женщиной). Дети начинают свое обучение с самых ранних лет жизни, под присмотром жриц- Тамассран. Жрицы не только обучают детей-кунари, но и оценивают их, впоследствии определяя им предназначение и роль.  Определившись, кунари обучается всему, что должно соответствовать данной ему роли: умениям и навыкам, даже образу жизни.  Поэтому  чаще всего бывшие кунари-воины тал-вашоты не могут заниматься ничем, кроме наемничества и грабежей - они умеют только сражаться.
В остальном же, подобное раздельное обучение нельзя назвать неэффективным: кунари первыми открыли порох - гаатлок, используют линзы и развитую систему акведуков в городах и каналов в полях. Для кунари нет бесполезных знаний - все, что только имеет смысл, они запоминают, записывают и сохраняют.

0

8

Похороны и суеверия о загробной жизни
Люди
Андрастиане кремируют своих мертвецов, выражая этим почтение мученичеству Андрасте.  Прах предается земле или воде, а перед похоронами проводят поминки. 
Впрочем, порой тела просто закапывают, когда по некоторым причинам достойно похоронить их не представляется возможным. 
В Неварре существует особая традиция похорон - мумификация. Особым влиянием в этой области обладает орден магов Морталитаси. Неварранские богачи возводят свои склепы и гробницы еще при жизни, согласно их советам.
Некрополи Неварры часто напоминают настоящие города и дворцы, прекрасно сработанные, но абсолютно безмолвные.
Язычники Морозных Гор аввары устраивают "воздушные похороны", отдавая своих мертвых посланцам "Хозяйки Небес" - птицам.
  Люди верят, что добродетель погибшего вознаграждается, и пройдя сквозь туманы Тени, праведник встает у трона Создателя в идеальном мире без горя и страданий.
Злодеев и грешников же ждет Пустота (или Бездна), вечность неприкаянности, пустоты и отчаяния.

Эльфы
Считается, что до падения Арлатана эльфы не умирали от старости и болезней и единственной похоронной традицией была утенера - "вечный сон", в который погружались уставшие от жизни старейшины.
Все, что осталось от тех времен - "Ин Утенера" - песнь уходящим в небытие.

— Из книги Что ушло, написанном Гассандриэлем, правителем Гамаширала, Славного 2:7

Для древних эльфов, живущих во времена Арлатана, утенера была обрядом почитания. В то время эльфы не старели. Они не были бессмертными, но и не страдали от старения тела или разума. Ослабевал у них только дух. Это происходило нечасто, но говорили, что старейшие в какой-то момент уставали от жизни. Воспоминания становились для них непосильной ношей, и, не зная покоя, они "отступали в сторону”, отдавая роль старейшин рода своим преемникам.
Слово “утенера” означает "долгий сон”, для которого старейшие удалялись в склеп, бывший и ложем и могилой. После пышной церемонии, на которую собирался весь клан, старейшие впадали в дремоту, длившуюся столетиями. Часто они и вовсе больше не просыпались. Со временем тело такого эльфа ослабевало, и он тихо умирал во сне. Родные регулярно приходили в склеп, чтобы воздать почтение принесшему столь великую жертву.
С появлением людей и последовавшим ускорением жизни эльфов обряд утенеры начал забываться, а после падения Арлатана был окончательно забыт.

Теперь городские эльфы хоронят умерших по традициям своих соседей - людей, а долийцы разработали собственные традиции: "Затем Фен’Харел сделал так, что боги отвернулись от нас, и у наших умерших не стало Проводника. Потому-то мы стали класть в могилы наших близких дубовый посох, чтобы не оступиться им на тропах по ту сторону Завесы, и ветку кедра, чтобы отгонять воронов по имени Страх и Обман, которые были когда-то слугами Диртамена, а нынче остались без господина."
Закапывая умершего в землю, эльфы сажают на его могиле дерево - из смерти появляется новая жизнь.
Погребальную церемонию проводит старейшина клана (хагрен), и она проводится и в том случае, если тело погибшего не удалось вернуть для похорон.
Умершие эльфов проходят через Тень (в этом большинство религий сходятся), но их дальнейший путь покрыт мраком тайны. 

Гномы
После смерти гномы соединяются с Камнем, и их похороны - в каменных саркофагах или простых могильных ямах, - отражают это.  Так же как люди и эльфы, гномы проводят поминки.
При вступлении в Легион Мертвых поминки проводит сам гном, символически умирая для всего общества.
В зависимости от деяний гнома его дальнейший (посмертный) путь так же меняется.
Совершенные считаются соединившимися с Камнем еще при жизни (недаром их называют "живые Предки").
Достойные гномы после смерти делают Камень сильнее и крепче и причисляются к сонму Предков.
Недостойные - "ослабляют Камень". Их не почитают как Предков, а забывают как будто и не было.
Некоторые гномы верят, что Камень отвергает совсем отъявленных негодяев, и они становятся каменными духами.

Кунари
Кунари придают большее значение возвращению души погибшего, чем его тела. Этим занимается Таарбас - кунари, чья роль - собрать "души" погибших в землях чужаков, и вернуть их кунари.
Кунари считают Тень миром мертвых, и стараются  как можно меньше связываться с этой тайной. Важны деяния кунари при жизни, а не его путь после смерти. 

Все народы (возможно, кроме кунари) верят, что при некоторых обстоятельствах, и в некоторых местах (с тонкой Завесой) дух умершего может так и остаться в мире неспящих и стать призраком; зачастую, даже не понимая что уже умер.

0

9

Медицина.

Целитель - необходимый человек как в отряде авантюристов, так и в любом человеческом, эльфийском или ином поселении.  Даже пираты Армады, взяв на абордаж торговое судно и выдворив за борт большую часть экипажа, никогда не тронут медика, будь он простым человеком\эльфом\гномом или же  магом (хотя в этом случае риски куда выше).  Как можно заметить - лечением страждущих занимаются не только чародеи.
Конечно, ведущим средством исцеления хворей в Тедасе считается магия. Она способна срастить плоть и даже кости, поднять со смертного одра, но увы - всегда она остается уделом избранных.  Не так много магов изучают сложный путь магии Созидания, еще меньшее число - удостаивается поддержки от духов и становится духовным целителем, способным совершать чудеса. 
К тому же, маги по большей части сидят в Кругах, а те, кто все-таки покидает их - оказывают свои недешевые услуги только весьма обеспеченным людям.  Те больные, у кого нет лишних денег на услуги мага, пользуются услугами не чародействующих целителей, или занимаются "самолечением" с помощью трав, кровопускания и даже молитв. Лучшая немагическая медицина принадлежит кунари, однако, в целом она не так сильно превосходит аналоги южных стран.
Условно медики делятся на деревенских знахарей (жарг. "коновалов") - без  должного образования, и на врачей -  получивших подобающие знания, или имеющих крайне обширную практику и опыт.
Врачи в свою очередь, имеют три специализации - костоправ, лекарь, анатом.
Знахарь - медик без образования, "коновал".  Легко догадаться, что врачебная практика оного зачастую включает в себя уход не только за людьми/эльфами/гномами, но и за животными. Так, знахарским ремеслом нередко промышляют долийские Хранители Стад. Знахарями часто являются маги-отступники, особенно те, кто бежал из Круга, прежде, чем получил особое образование или никогда не бывал там.
Однако среди кунари знахарей фактически нет - те, чье предназначение заключено в умении исцелять и облегчать боль, неизменно получают надлежащие знания.
Услуги знахарей наиболее дешевы и доступны простому люду, но среди знахарей нередко встречаются шарлатаны и мошенники, которые преувеличивают свои умения и возможности.  Тем не менее, дело знахаря остается достаточно почетным - он может готовить не самые сложные лечебные зелья, мази и противоядия, а так же выхаживать раненых с тяжелыми, но не смертельными травмами, и больных легкими формами опасных болезней.
Со временем знахарь приобретает достаточный опыт, позволяющий освоить одну из трех врачебных специализаций. 
Костоправ - специалист в военно-полевой хирургии. Его стезя - ранения, ожоги, переломы. Большинство магов целителей изучает именно эту сферу медицинского знания, так как она является прямым подспорьем для их магических умений. Хотя магия исцеления достаточно сильна, порой ее не хватает для полного излечения больного - например, при переломе так или иначе придется накладывать шину. 
Лекарь - специалист в терапии. Именно лекари лечат большинство болезней нетравматического происхождения, а так же изготавливают припарки, лечебные зелья и, нередко, яды.
Лекари часто привязаны к своим лабораториям и аптекам, в  которых и происходит самая важная часть их работы, и потому не приспособлены к длительным странствиям.
Лекари обычно алхимики и/или ботаники, нередко этим ремеслом занимаются Усмиренные из Круга. Опытных долийских знахарей так же можно причислить к лекарям, благодаря их знаниям в области трав и естественных лекарств.
Анатом - специалист в патологической анатомии и судебной медицине. Наиболее подозрительная, с точки зрения Церкви, врачебная деятельность: здесь и осквернение трупов, и некромантия, и прочие возможные антиобщественные деяния. Тем не менее, среди практикующих магов немало тех, кто посвящает себя этой сфере знаний - ее тщательно изучают неварранские Морталитаси, многие тевинтеркие маги. 
В лечении болезней анатомы не слишком преуспевают (лечат как знахари), однако они обладают настолько глубокими познаниями в своей области, что могут по результатам осмотра тела и вскрытия сообщить точное время и причину смерти, а также определить наличие и вид яда, орудие убийства, до некоторой степени – обстоятельства смерти.

Не все больные в городах Тедаса остаются дома и на попечении родных и близких. В разных районах можно найти больницы, организованные лекарями, Церковью или иными меценатами. 
Качество обслуживания в таких заведениях  серьезно отличается: если больница построена для обеспеченных людей и спонсируется их семьями, то там могут присутствовать даже маги-целители, а не только качественные лекарства. И напротив, нередко "городские" заведения представляют собой не более чем грязные холерные бараки, где умирают малоимущие.
Церковь нередко берет на себя заботу о немощных, сиротах и обездоленных. Те получают кров, еду и, порой, работу. 
В пути торговцы и авантюристы обычно  ограничиваются "набором лекаря", куда входят бинты, травы, бальзамы, зелья, маленькие ножи, нитки с иголкой, и другие инструменты лечения ранений.

+1


Вы здесь » Dragon Age: Ante Bellum » Библиотека » Быт и нравы Тедаса


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно