Церковный календарь
Церковный календарь - самый распространенный в Тедасе. Первый его годознаменован принятием сана первой главой Церкви, Верховной Жрицей Джустинией I. В отличии от других календарей, церковный ведет счет времени веками, длящимися сто лет. В конце каждого века ученые Церкви дают название следующему. Для этого они оценивают текущую ситуацию на континенте и ищут знаки, которые посылает Создатель, чтобы помочь предсказать грядущее.
Все, что предшествует году 1:1 Божественного Века, считается Древней Эрой, а года, отсчитываемые в обратную сторону, записываются со знаком минус.
Месяцы
Существующее сегодня деление на двенадцать месяцев и четыре сезона уходит корнями в ранние годы Империи Тевинтер.
Кроме церковных праздников, добавленных после Второго Мора, месяцы и главные сезонные праздники остаются неизменными более двух тысяч лет.
У каждого из тридцатидневных месяцев есть "низкое" название, широко используемое в простонародье, а также официальное "высокое" название, пришедшее из арканума.
Время года | Название месяцев | |
Простонародное | Высокое | |
Первый День | ||
Зима | Зимоход | Верименсис |
Проводы Зимы | ||
Весна | Страж | Плутанис |
День Лета | ||
Лето | Волноцвет | Молиорис |
Фуналис | ||
Осень | Август | Матриналис |
Сатиналия | ||
Зима | Первопад | Умбралис |
Тевинтерский календарь
Народ Империи Тевинтер без почтения относится к авторитету Белой Церкви и ее календарю. Граждане Империи пользуются собственным календарем, чье летоисчисление предшествует Церковному более чем на тысячу лет. Точкой отсчета в календаре Тевинтера является дата основания Империи и коронации первого Архонта, принятая за 0 год ИТ. Годы более древней истории отсчитываются в обратную сторону со знаком минус, как и в церковном календаре.
Тевинтер оставил использование своего календаря вскоре после появления церковного, но вернулся к нему после раскола Церкви.
Эльфийский календарь
Начало календарю эльфов было положено с возникновением города Арлатан. Он использовался более шести тысяч лет, но был запрещен, когда Империя разрушила Арлатан и поработила расу эльфов. Современные ученые за пределами Тевинтера признают существование оригинального эльфийского календаря, хотя лишь несколько ключевых для эльфов дат сохранились спустя столь долгий срок. Основание Арлатана обозначается, как 1 ОА - самая ранняя известная дата в истории Тедаса.
Эльфийский | Тевинтерский | Церковный | |
1 ОА | -6400 ИТ | -7600 Древней | Основание Арлатана |
3000 ОА | -3405 ИТ | -4600 Древней | Контракт эльфов с гномами |
4500 ОА | -1905 ИТ | -3100 Древней | Люди открывают Тедас |
6405 ОА | 0 ИТ | -1195 Древней | Основана Империя Тевинтер |
800 ИТ | -395 Древней | Начало Первого Мора | |
1025 ИТ | -170 Древней | Смерть Андрасте | |
1195 ИТ | 1:1 Божественного | Основание Церкви | |
1199 ИТ | 1:5 Божественного | Начало Второго Мора | |
1481 ИТ | 3:87 Башен | Раскол Церкви | |
1614 ИТ | 5:20 Священного | Конец Четвертого Мора | |
8429 ОА | 2024 ИТ | 9:30 Дракона | Начало Пятого Мора |
8439 ОА | 2034 ИТ | 9:39-9:41 Дракона | Настоящее время |
Праздники Тедаса
В большинстве стран Тедаса - от Тевинтера до Ферелдена, отмечается пять основных праздников. Каждый из них связан со сменой времён года или — в случае Первого Дня — с началом нового года.
Первый День - традиционное начало года. В этот праздник принято навещать соседей и родственников (в случае их проживания в отдалённых местах он когда-то был ежегодной проверкой, все ли живы), а также собираться всем городом и провожать уходящий год с выпивкой и весельем.
Проводы зимы - некогда называвшийся "Урталисом" и посвящавшийся Уртемиэлю — Древнему Богу Красоты, — сегодня этот день превратился в праздник чествования Создателя. Во многих землях он знаменует конец зимы и совпадает с началом турниров и соревнований на Арене в Минратосе. В южных странах в этот день принято собираться для торговли, театральных представлений, а кое-где и договариваться о свадьбах. Он отмечается в начале Плутаниса.
День лета - отмечавшийся в прошлом как "Андоралис" и посвящавшийся Андоралу — Древнему Богу Единства, — это праздник начала лета, время радости и, часто, свадеб. Юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, одеваются в белые туники и платья. Все они собираются и идут величественной процессией через город к местной Церкви, где их учат ответственности взрослой жизни. День лета - особо значимое событие в Орлее. Отмечается в начале Молиориса.
Фуналис - когда-то этот праздник посвящался Древнему Богу Тишины — Думату. Однако после пробуждения Думата в Первый Мор жители Тедаса не обращают внимания на любую давнюю связь между днём и драконом. Сегодня же он стал Днём Всех Душ и проводится в смиренном поминовении усопших. В некоторых северных странах люди наряжаются духами и ходят по улицам после полуночи.Церковь же использует этот праздник как напоминание о смерти Андрасте: разжигаются костры — символы её жертвы, показываются постановки, изображающие её гибель. Фуналис отмечается в начале Матриналиса.
Сатиналия - бывший праздник Древней Богини Свободы — Зазикель, — сегодня связывается со второй луной, Сатиной. В этот сумасбродный день многие надевают маски, и жители объявляют городского дурачка правителем на день. В Антиве Сатиналия длится неделю, а иногда и больше, за ней следует неделя поста. В более набожных странах в этот день принято устраивать пиры и дарить подарки. Сатиналия празднуется в начале Умбралиса.