Церковный календарь

Церковный календарь - самый распространенный в Тедасе. Первый его годознаменован принятием сана первой главой Церкви, Верховной Жрицей Джустинией I. В отличии от других календарей, церковный ведет счет времени веками, длящимися сто лет. В конце каждого века ученые Церкви дают название следующему. Для этого они оценивают текущую ситуацию на континенте и ищут знаки, которые посылает Создатель, чтобы помочь предсказать грядущее.
Все, что предшествует году 1:1 Божественного Века, считается Древней Эрой, а года, отсчитываемые в обратную сторону, записываются со знаком минус.

Месяцы

Существующее сегодня деление на двенадцать месяцев и четыре сезона уходит корнями в ранние годы Империи Тевинтер.
Кроме церковных праздников, добавленных после Второго Мора, месяцы и главные сезонные праздники остаются неизменными более двух тысяч лет.
У каждого из тридцатидневных месяцев есть "низкое" название, широко используемое в простонародье, а также официальное "высокое" название, пришедшее из арканума.
float:left

Время года

Название месяцев

Простонародное

Высокое

Первый День

Зима

Зимоход

Верименсис

Проводы Зимы

Весна

Страж
Дракконис
Облачник

Плутанис
Нубулис
Элувиеста

День Лета

Лето

Волноцвет
Джустиниан
Утешник

Молиорис
Фервентис
Солис

Фуналис

Осень

Август
Царепуть
Жнивень

Матриналис
Парвулис
Фрументум

Сатиналия

Зима

Первопад
Харинг

Умбралис
Кассус


Тевинтерский календарь
Народ Империи Тевинтер без почтения относится к авторитету Белой Церкви и ее календарю. Граждане Империи пользуются собственным календарем, чье летоисчисление предшествует Церковному более чем на тысячу лет. Точкой отсчета в календаре Тевинтера является дата основания Империи и коронации первого Архонта, принятая за 0 год ИТ. Годы более древней истории отсчитываются в обратную сторону со знаком минус, как и в церковном календаре.
Тевинтер оставил использование своего календаря вскоре после появления церковного, но вернулся к нему после раскола Церкви.

Эльфийский календарь
float:right
Начало календарю эльфов было положено с возникновением города Арлатан. Он использовался более шести тысяч лет, но был запрещен, когда Империя разрушила Арлатан и поработила расу эльфов. Современные ученые за пределами Тевинтера признают существование оригинального эльфийского календаря, хотя лишь несколько ключевых для эльфов дат сохранились спустя столь долгий срок. Основание Арлатана обозначается, как 1 ОА - самая ранняя известная дата в истории Тедаса.


Эльфийский

Тевинтерский

Церковный

Ключевые события

1 ОА

-6400 ИТ

-7600 Древней

Основание Арлатана

3000 ОА

-3405 ИТ

-4600 Древней

Контракт эльфов с гномами

4500 ОА

-1905 ИТ

-3100 Древней

Люди открывают Тедас

6405 ОА

0 ИТ

-1195 Древней

Основана Империя Тевинтер

800 ИТ

-395 Древней

Начало Первого Мора

1025 ИТ

-170 Древней

Смерть Андрасте

1195 ИТ

1:1 Божественного

Основание Церкви

1199 ИТ

1:5 Божественного

Начало Второго Мора

1481 ИТ

3:87 Башен

Раскол Церкви

1614 ИТ

5:20 Священного

Конец Четвертого Мора

8429 ОА

2024 ИТ

9:30 Дракона

Начало Пятого Мора

8439 ОА

2034 ИТ

9:39-9:41 Дракона

Настоящее время


Праздники Тедаса
В большинстве стран Тедаса - от Тевинтера до Ферелдена, отмечается пять основных праздников. Каждый из них связан со сменой времён года или — в случае Первого Дня — с началом нового года.

Первый День - традиционное начало года. В этот праздник принято навещать соседей и родственников (в случае их проживания в отдалённых местах он когда-то был ежегодной проверкой, все ли живы), а также собираться всем городом и провожать уходящий год с выпивкой и весельем.

Проводы зимы - некогда называвшийся "Урталисом" и посвящавшийся Уртемиэлю — Древнему Богу Красоты, — сегодня этот день превратился в праздник чествования Создателя. Во многих землях он знаменует конец зимы и совпадает с началом турниров и соревнований на Арене в Минратосе. В южных странах в этот день принято собираться для торговли, театральных представлений, а кое-где и договариваться о свадьбах. Он отмечается в начале Плутаниса.

День лета - отмечавшийся в прошлом как "Андоралис" и посвящавшийся Андоралу — Древнему Богу Единства, — это праздник начала лета, время радости и, часто, свадеб. Юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, одеваются в белые туники и платья. Все они собираются и идут величественной процессией через город к местной Церкви, где их учат ответственности взрослой жизни. День лета - особо значимое событие в Орлее. Отмечается в начале Молиориса.

Фуналис - когда-то этот праздник посвящался Древнему Богу Тишины — Думату. Однако после пробуждения Думата в Первый Мор жители Тедаса не обращают внимания на любую давнюю связь между днём и драконом. Сегодня же он стал Днём Всех Душ и проводится в смиренном поминовении усопших. В некоторых северных странах люди наряжаются духами и ходят по улицам после полуночи.Церковь же использует этот праздник как напоминание о смерти Андрасте: разжигаются костры — символы её жертвы, показываются постановки, изображающие её гибель. Фуналис отмечается в начале Матриналиса.

Сатиналия - бывший праздник Древней Богини Свободы — Зазикель, — сегодня связывается со второй луной, Сатиной. В этот сумасбродный день многие надевают маски, и жители объявляют городского дурачка правителем на день. В Антиве Сатиналия длится неделю, а иногда и больше, за ней следует неделя поста. В более набожных странах в этот день принято устраивать пиры и дарить подарки. Сатиналия празднуется в начале Умбралиса.